Когда я вырасту, я буду большим и сильным, как Терминатор.
Статья о подростках, о подростках-нердах, о "популярности" и о школе вообще. Рекомендую. Ничего революционно нового там нет, ничего серьёзного тоже - последнее, впрочем, даже хорошо. Статья не психологическая и даже не социологическая, скорее это эссе о собственном опыте и попытки разобраться в нём.
***
АПД. Дала почитать эту статью переводчице, у которой дочь довольно опасного возраста - учится в 10 классе. Девочка, по-видимому, из "изгоев", не то, чтобы нердов, но около того: довольно сообразительная, грамотная, а с год назад мы с ней даже более-менее тесно общались о фотографии, когда она выпросила у папы "зеркалку" и забуксовала на том, что с этой дурой делать, да ещё так, чтобы результаты получались приемлемыми. В общем, не на 100%, но местами маме девочки-подростка такие вещи интересны. К тому же, она систематически осторожно вытаскивает из меня советы о том, как общаться с дочерью, поскольку есть много вещей, о которых ребёнок не скажет родителю, а я могу их озвучить, причём, поскольку во многом совпадаем с этим конкретным ребёнком по интересам, попадаю, как правило, "в яблочко".
Сегодня чуть обсуждали прочитанное. Говорили о том, что группировки "по популярности" характерны скорее для школ американских, у нас же всё иначе. Точнее, что иначе "всё" утверждала переводчица, я же прекрасно помню из своей школьной жизни вполне чёткое разделение по кастам. У нас в классе было мало мальчиков, которые, начиная со средней школы, почти не конфликтовали, держались друг друга и не особо заморачивались на меряние чем-либо, тогда как девочек много, с двумя альфа-самками, с группировками, которые вылились даже в драки классу к девятому. Я жевсё проспала сохраняла нейтралитет, и по американской системе была бы определённым изгоем, "омегой", вот только почему-то мой нейтралитет был построен не на отвергании меня обеими группировками, а даже напротив - каждая меня тянула к себе. Списывать хотели, что ли, хотя я позволяла это отнюдь не всегда и не по признаку приближенности к кому-либо из лидеров, а по желанию левой пятки. К тому же, у меня была дурацкая привычка защищать униженных и оскорблённых: новичков, которым сложно "вписаться в коллектив", забитых ботанов, просто людей, над которыми по той или иной причине смеялись все остальные. Когда к нам пришла запуганная учительская дочка Маша, например, мы весьма даже сдружились, хотя Маша была (наверное, и остаётся) тем ещё ужасом: мы нердствовали на пару, и даже у меня почти получилось "испортить" девочку своими музыкальными вкусами - мы же помним, что эта часть интересов важна для подростков. Когда вся старшая школа ржала над девочкой Раей из-за её крайне специфической причёски, очень сходной с монашеской тонзурой, мне хватило дурости обрить голову подобным образом, после чего смешки стали гораздо тише. Я не брезговала беседовать с вечно-на-индивидуалке вундеркиндом Серёжей, а с прочими мальчиками, которым остальные девочки строили глазки, обменивалась кассетами. Может быть, я, сама того не осознавая, приукрашиваю своё положение в "трофической пирамиде" школы, но всё же я вынесла твёрдую уверенность из своего примера, что абсолютных изгоев в подростковых общинах не бывает. И, да, что касты существуют-таки, это не вымысел сценаристов западных молодёжных фильмов и сериалов, а вполне себе реальность.
А вот мне интересно... Дорогие ПЧ и мимокрокодилы, поделитесь мнением, существовали/существуют ли в школах, где вы учились касты и какие между ними отношения?
***
АПД. Дала почитать эту статью переводчице, у которой дочь довольно опасного возраста - учится в 10 классе. Девочка, по-видимому, из "изгоев", не то, чтобы нердов, но около того: довольно сообразительная, грамотная, а с год назад мы с ней даже более-менее тесно общались о фотографии, когда она выпросила у папы "зеркалку" и забуксовала на том, что с этой дурой делать, да ещё так, чтобы результаты получались приемлемыми. В общем, не на 100%, но местами маме девочки-подростка такие вещи интересны. К тому же, она систематически осторожно вытаскивает из меня советы о том, как общаться с дочерью, поскольку есть много вещей, о которых ребёнок не скажет родителю, а я могу их озвучить, причём, поскольку во многом совпадаем с этим конкретным ребёнком по интересам, попадаю, как правило, "в яблочко".
Сегодня чуть обсуждали прочитанное. Говорили о том, что группировки "по популярности" характерны скорее для школ американских, у нас же всё иначе. Точнее, что иначе "всё" утверждала переводчица, я же прекрасно помню из своей школьной жизни вполне чёткое разделение по кастам. У нас в классе было мало мальчиков, которые, начиная со средней школы, почти не конфликтовали, держались друг друга и не особо заморачивались на меряние чем-либо, тогда как девочек много, с двумя альфа-самками, с группировками, которые вылились даже в драки классу к девятому. Я же
А вот мне интересно... Дорогие ПЧ и мимокрокодилы, поделитесь мнением, существовали/существуют ли в школах, где вы учились касты и какие между ними отношения?
Жители ПГТ "Совхоз Авангард", жители военного городка (в основном дети военных, которые потом остались жить на том же места, выкупив квартиры или их родичи) и жители частного сектора. Собственно, различалась манера поведения и даже манера одеваться в какой-то мере. Смешно, но етм не менее.
Ну и были те, кого типично травили. Новенькие, не сумевшие себя отстоять (особенно страдал один мальчик из многодетной семьи, который имел неосторожность показать, что смущается, донашивая вещи старших братьев) и детей из неблагополучных семей обходили тоже.
Это до 9-го класса, в 10-11 пошло другое разделение: классовое, видно было, где А, где Б, где В классы чисто по поведению, причем это само получалось.
читать дальше
Кстати, согласна с автором статьи на тему того, что в плане реальной жизни школа ничего не дает. Как и ВУЗ, во многих случаях). Единственное, что дети как раз таки получают возможность осознать, что в мире они попадают в кашу людей, выбранных по произвольному признаку и на небольших примерах получить возможность отработать те или иные конфликтные ситуации, главное, чтоб родители дома при этмо были адекватными и могли обсудить происходящее (к сожалению, на это мало везет).
а по бедности у нас почему-то никто никого не травил. обеспеченные кичились вещами и прочим, но, вместе с тем, не пинали тех, у кого этого не было. и ещё почти не было травли очкариков, аутистов и прочих в чём-то нездоровых - их либо вообще не замечали, либо даже сочувствовали.
А в 11 все, как водится, внезапно стали друг другу друзьями. у нас в 11 классе те, кто поумнее, разбежались по университетским подготовительным курсам и репетиторам, так что школа для них стала чем-то побочным и необязательным, а одноклассники забылись ради будущих однокурсников. ну, по крайней мере, я прогуляла с полгода в сумме, а что не прогуляла - проспала на уроках, поскольку ежедневно таскалась то в универ на подкурсы, то туда же на бесплатные курсы для школьников, то в кружок по туризму, то по конференциям и олимпиадам, и то же делали те, с кем я общалась теснее прочих)
но я говорю ещё и о других случаях, не только внешних. например, у нас с 1 по 3 класс учился мальчик с проблемами с речью, да и вообще со всем, видимо, несколько отсталый, но его не дразнили, тем более, он очень хорошо рисовал, что всем даже нравилось. у меня тоже, кстати, всегда была жуткая дикция, но тоже не приставали по этому поводу. и позже, когда к нам переводились далеко не сообразительные дети, их этим не шпыняли: ни упавшего откуда-то вниз головой третьегодника, ни наивного до патологии, с проблемами буквально по всем учебным дисциплинам мальчика, ни девочку с чем-то вроде синдрома Дауна... *вот сейчас, когда это писала, представила всё этого - картинка получилась такая, будто я в каком-то паноптикуме училась. но все недостатки сглаживались, так что всё же это была вполне нормальная школа.*