В приступе ностальгии и тоски по походам обнаружила, что так и не принесла в днявочку снимки ни из поза-позапрошлогоднего похода, ни из позапрошлогоднего. В прошлом году, увы, поход накрылся медным тазом: совпали затяжная болезнь отца, из-за которой мама не могла его бросить на целую неделю (в летние походы мы ходим вместе, так давно повелось, и я не могла не проявить солидарность), моя на тот момент новая работа, с которой не могла уйти в отпуск, да и вообще хреноватое состояние дел. Впоследствии очень жалела о стечении обстоятельств: в том году моя привычная компания ходила по маршруту, который вкратце у нас называется "Квата-Цындышхо" и славится красивыми озёрами и капризной погодой в районе этих самых озёр, куда я уже один раз порывалась пойти, но сошла с маршрута возле Загедана. Но, с другой стороны, маршрут довольно популярный, авось ещё случится... Но речь не о нём, а о том, что мне всё же удалось пройти.

2012 год: Лаго-Наки — Солох-аул
Честно, маршрут то ли не запомнила и не зафиксировала, то ли записала и потеряла: поход был не из самых лёгких, не до заметок было. По памяти выходит приблизительно так: Большая Азишская пещера — долина реки Цица — оз. Псенодах — ручей Водопадистый — пер. Черкесский — долина реки Бушуйка — Бабук-аул — Солох-аул.
На самом деле, маршрут не то что лёгкий — очень лёгкий. И красивый: в его начале на пути то и дело попадались карстовые провалы и гроты, в которых (в августе!) остались небольшие языки снега, потом эстафету принял впечатляющий массив Фишт-Оштен, наконец, остаток дороги пролегал по заросшему субтропической зеленью каньону. Однако в тот год нам сказочно повезло с погодой — дождь лил ежедневно, как по будильнику, начинаясь в три часа дня. Иногда он начинался с грозы, иногда — с града. В последний день, правда, он не настиг нас, но урчание грома слышали, а тропинка была влажной, кое-где с кучками градин. Мы ежедневно начинали утро с вытряхивания и просушки одежды и палаток, после обеда заворачивались в дождевики, чехлы и полиэтиленовые занавески и тенты, но всё равно промокали до нитки, ставили лагерь под ливнем, ужинали разбавленной дождевой водой едой, но, когда собирались идти спать, дождь прекращался. Большую часть красот наблюдали в пелене, высовывая носы из-под импровизированных плащей, а у меня и вовсе половина пути прошла вслепую — очевидный минус очков. К слову сказать, годом раньше в это же время года в этой местности царила сушь, негде было набрать питьевой воды... В общем, немудрено, что идти было тяжело и скользко, и вся группа к концу маршрута просто-таки озверела. Экстрим, что сказать.

Фоточки

2013 год: Гузерипль — Красная поляна
На этот раз я взяла с собой атлас Западного Кавказа и отслеживала все передвижения по нему, а потом и записала маршрут: пос. Гузерипль — урочище Абаго (1800 м) — траверс г. Экспедиция — урочище Козлиная Поляна — лагерь Сенной (1150 м) — лагерь Исаева — пер. Аспидный (н/к, 2307 м) — лагерь Старый Уруштен (1480 м) — лагерь Холодный (1750 м) — пер. Псеашхо (н/к, 2000 м) — урочище Медвежьи Ворота — долина р. Мзымта — пос. Красная Поляна. Команда была не самой дружной и схоженной, но маршрут наилегчайший, вдобавок в течение всего пути нас сопровождал егерь с конём и время от времени избавлял нас от части нагрузки: мерин сильный, мерин всё снесёт. Кроме того, почти все ночёвки были в домиках на приютах или, по крайней мере, рядом с домиками, рядом всегда был удобный ручей, где-то навесы, где-то очаги. Не поход, а санаторий! Что сказать, не только медленная черепаха я, но и моя маман пролетела почти весь путь стрелой. Жаль, на Уруштене у меня внезапно помер аккумулятор фотоаппарата... потому дополню пост чужими снимками, ибо на них красоты массива Псеашхо, не показать их нельзя.

Фоточки

АПД.
Нашла ещё фоточек 2012 года. Не мои, не претендую.

смотреть

На десерт фоточка какого-то очень лохматого года, то ли 2005-го, то ли 2006-го. Майский поход, и в том году весь Кавказ настолько завалило снегом, что спасатели запретили ВСЕ маршруты, кроме одного Теберда-Архыз первой категории и одного-двух посложнее. Мы ходили "единичку". На протяжении почти всего похода рядом были толпы людей: если мне не изменяет память, одновременно на маршрут вышли около 250 человек. Чтобы оторваться от толп, мы, как самые умные, из долины Аксаута сунулись на перевал Хадюка, тогда как остальные собирались выходить днём позже и через Кызыл-Ауш. Мы подошли под Хадюка... и на сутки остались буквально погребены под снегом в пустующем коше. Время от времени выходили, разгребали площадку у двери, набирали котелок снега на чай, лепили снеговиков и лезли обратно — спать и ждать, когда же снегопад прекратится и можно будет перевалить. Так и не дождались, пошли обратно. В итоге перешли в долину Марухи вместе со всей кодлой. Через Кызыл-Ауш, ага. Моя тогдашняя компания ещё долго мне припоминала внезапный мем, рождённый на коше: когда труба печки забилась и начала дымить внутрь, все побежали дышать "на улицу", а меня так и не разбудили, я проворчала что-то в духе: "Я химик, и не такое нюхала", — и заснула обратно Х) А ещё после Кызыл-Ауша все обгорели: облезали шеи, лица, уши, губы, и, что самое неприятное, многие, я тоже, пожгли сетчатку, так что потом с год страдали от очень хренового дневного зрения.
На фоточке возвращение с Хадюка в лагерь в долине Аксаута.



И ещё — годами этак двумя позже, тоже май, радиальный поход на перевал Браконьеров: