Опоздала с отзывом, но вдруг кому-то пригодится - вроде, фильм ещё где-то показывают.
В прошлый понедельник ходили на "Кококо" Авдотьи Смирновой и заполнились восторгами по уши. Фильм прекрасен со всех сторон: в меру трагичный, в меру смешной, красивый (именно так, как мне нравится, чтобы отдельные кадры можно было рассматривать, как хорошие фотографии, наслаждаться цветами, академически правильной композицией, неожиданными ракурсами, отражениями и тенями, деталями, которые без слов, чисто визуально, говорят о том, как они соотносятся с персонажами, раскрывают их характеры и, если сопоставить все картинки, даже сюжет).
А подробнее?Аннотация проста: по дороге в Петербург в одном купе поезда оказываются две женщины, противоположные буквально во всём, и по нелепой случайности становятся связаны на некоторое время. Поначалу их привлекают друг другу различия, так что они едва не становятся закадычными подругами, но в итоге устают от неосознанных или нарочных попыток встроить друг друга в свои жизни. Одна - типичная ленинградская интеллигентка, мягкая, уступчивая, добросердечная, с постоянным чувством вины за всё вокруг, тихий сотрудник Кунсткамеры, выращенная и живущая в окружении книг и картин. Вторая - наглая, напористая провинциалка, любительница шумных вечеринок, с напрочь отсутствующим чувством вкуса и исключительной щедростью, с которой она делится тем, что считает хорошим, будь то вещь или бесхитростное сочувствие, или заступничество. Собственно, фильм - история о том, как эти главгероини сходятся, переучивают друг друга, каждая на свой лад, и что из этого выходит в результате.
Конечно, героини несколько гиперболизированы: если одна кажется стереотипным "синим чулком", то вторая - стереотипной же полуграмотной хабалкой. Но не чрезмерно - если оглядеться, то именно такими выглядят некоторые совершенно реальные люди, ни прибавить, ни убавить. Наверное, именно поэтому у меня в процессе просмотра картины возникала сильная попоболь (разве что, я в своем случае металась между двумя стереотипами сразу, и как "понаехавший гастарбайтер с юга", и как худо-бедно образованный научный сотрудник). О потрясающем сходстве с реальностью, что в современных фильмах, больше напоминающих аттракционы и цирк, большая редкость, отдельная речь.
Например, атмосфера музея. Как я уже писала, я ходила в кино с Валерой, которая работает в музее политической истории России довольно давно, и она со слезами на глазах охала: "Так и есть, именно так!". Разговоры, сплетни, отношения начальства с подчиненными, скандалы из-за грантов и командировок - мол, всё дословно, будто подслушано и переписано в сценарий.
Или квартира Лизы, той самой музейной работницы: пыль, сохранившаяся едва ли не с постройки дома, большие захламленные недоделанными скульптурами и инсталляциями комнаты, подаренные или переданные по наследству картины и фотографии, даже вечно засоряющаяся, хитро переплетенная канализация, приводящая в ужас привыкших к новостройкам людей - это же наша квартира и сотни других питерских жилищ.
Гостеприимство, вышедшее из добродушия, безотказной вежливости и в некотором роде ставшее визитной карточкой петербуржцев, особой странной гордостью, гостеприимство, доступное всякому, даже первому встречному - нам это знакомо не понаслышке. Мы, конечно, не "коренные ленинградцы", но стаж, даже небольшой, жизни в этом болотном городе дал и нам это свойство: время от времени у нас вписывались престарелые "дети цветов", нагло-стеснительные панки без жилья, командировочные археологи, шапочные знакомые с малой родины, внезапно зашедшие в гости и оставшиеся на дни, а то и недели, коллеги... И, надо сказать, общались мы со всеми гостями по тому же алгоритму и с тем же итогом, не задумываясь над этим: новые люди, круто-круто, беседа, выпивка, помощь в поиске работы или жилья, усталость от общения и помощи, крайне смущенные намеки "а не пора ли бы тебе..." с одновременной надеждой на то, что постояльцы таки съедут и боязнью, что это произойдёт, даже конфликты - всё видели.
Наверное, всё, что я перечислила - заслуга сценария, написанного не без опыта (я имею в виду и опыт как время и знания, и как искусность в воплощении). Однако без актеров это не было бы показано настолько хорошо. Я не большой ценитель актерской игры, но не отметить манеры речи, убедительный диалект "Вики с Урала", мимику и жесты, в которых не было ни деревянности, ни излишеств, просто не могу.
И операторская работа - я уже о ней говорила. Приглушенная петербургская серость и туманная мрачность, вульгарная яркость - всё к находится именно там, где нужно и насыщает диалоги тем, что не проговаривается, но говорится. Некоторые кадры можно использовать как учебное пособие для начинающих фотографов, так всё идеально выверено. У меня нет слов, чтобы описать всю визуальную составляющую сразу кратко и ёмко, зато отдельные моменты могла бы рассматривать и комментировать подолгу - а их много.
Увы, не нашла именно те кадры, на которые стоит медитировать, да и размеры найденного печалят, но кое-что покажу, что, возможно, поможет проникнуться атмосферой фильма.
Кто есть кто, вы поймете без подсказок.
Резюме: must see. Обязательно.
"Кококо"
Опоздала с отзывом, но вдруг кому-то пригодится - вроде, фильм ещё где-то показывают.
В прошлый понедельник ходили на "Кококо" Авдотьи Смирновой и заполнились восторгами по уши. Фильм прекрасен со всех сторон: в меру трагичный, в меру смешной, красивый (именно так, как мне нравится, чтобы отдельные кадры можно было рассматривать, как хорошие фотографии, наслаждаться цветами, академически правильной композицией, неожиданными ракурсами, отражениями и тенями, деталями, которые без слов, чисто визуально, говорят о том, как они соотносятся с персонажами, раскрывают их характеры и, если сопоставить все картинки, даже сюжет).
А подробнее?
Резюме: must see. Обязательно.
В прошлый понедельник ходили на "Кококо" Авдотьи Смирновой и заполнились восторгами по уши. Фильм прекрасен со всех сторон: в меру трагичный, в меру смешной, красивый (именно так, как мне нравится, чтобы отдельные кадры можно было рассматривать, как хорошие фотографии, наслаждаться цветами, академически правильной композицией, неожиданными ракурсами, отражениями и тенями, деталями, которые без слов, чисто визуально, говорят о том, как они соотносятся с персонажами, раскрывают их характеры и, если сопоставить все картинки, даже сюжет).
А подробнее?
Резюме: must see. Обязательно.