Я слегка разгребла свои рабочие проблемы, обзавелась каплей свободного времени - ну то есть не совсем, я тут кагбе работаю, но... - и сразу же решила написать про фильм "Прометей", спустя почти неделю после его просмотра.
Я сразу предупрежу: я буду измываться над ним по-всякому, так что если вам он понравился и альтернативную точку зрения вы не принимаете - пролистывайте.
Прометей? Не, не слышал.Я честно не хотела на него идти - боялась снова убедиться в беспомощности современного кинематографа. И фильм не разочаровал мои ожидания, потому что целиком и полностью разочаровал меня в осмысленности кино. Что ожидали, то и получили, чего уж там.
Разочарование началось с первых же кадров. Вот большой серый гуманоид пьет подозрительную, дружелюбно тянущуюся к нему, жижу и сразу же валится в водопад. "Вау! Какой оригинальный способ самоубийства!" - восторженно вопим мы с Кэпом хором. Гуманоид пузырится, проходя стадию неземной красоты а-ля Дэдпул-без-маски, разваливается на куски, наезд камеры - и мы видим полосатую лесенку, свернувшуюся двунитевой спиралью. Мы: "Это что? Это ДНК?! Полосатая ДНК? " - и в рыданиях валимся друг на друга. Это была картина маслом "Как химик и биофизик сай-фай смотрели" После полосатой ДНК мы поняли, что ожидается комедия. На этом вся серьезность киноленты для нас была убита. Тема поиска бога? Происхождения жизни на Земле? Не, не слышали. У нас фарс с тентаклями.
Вообще, мне кажется, что фильм стоило назвать не "Прометей", а "Не, не слышал", хотя это было бы жирным спойлером. Это ответ на все вопросы, которые возникают в течение фильма. Например: "Предполетное знакомство экипажа и прочих членов экспедиции для выяснения психологической совместимости? Не, не слышал!". Или: "Инструкция по технике безопасности при освоении незнакомой планеты? Не, не слышал!". Животрепещущее: "Болевой шок от сшивания степлером живота? Не, не слышал!". Азимовское: "Три закона роботехники? Не, не слышал!". И так далее: этих вопросов-ответов к окончанию картины накапливается добрая сотня. И это только очевидное, я молчу о нюансах, из-за которых мы откровенно ржали, таких как: "В атмосфере планеты 12% углекислого газа, человеку здесь не выжить!"
Мы очень радовались андроиду Дэвиду. После его фразы о том, что он надеется быть не слишком похожим на человеков, мы обменялись кивками: "Да он такой изящный тролль, а еще, наверное, лжец и девственник... Он крут!". По ходу фильма выяснилось. что таки да, лжец. Последний тезис не проверить, но он малозначителен
Я не хочу пересказывать весь фильм и отлавливать все баги в нем, глумиться над ними, тем более, мой мозг во имя самосохранения львиную долю оных просто позабыл. Ну и чёрт с ними. Думаю, это уже и без меня прекрасно сделали. Могу только обобщить, что весь сценарий, все диалоги - суть нагромождение бессмыслиц, сделавших бы честь Эдварду Лиру, если бы он жил в середине ХХ века и занимался научной фантастикой, только очень, очень серьезные, так что от диссонанса пафоса и идиотизма мозг сворачивается веером.
Ну а если подходить к проблемам фильма так, как их хотели преподнести, то лично у меня складывается печальное мнение. Во время просмотра я вспоминала две вещи, гораздо более, на мой взгляд, обоснованные и интересные, имеющие почти тот же сюжет и те же вопросы: стародавний диснеевский мультфильм "Атлантида" и еще более стародавний, отчего-то малоизвестный, роман Терри Пратчетта "Страта".
В "Атлантиде", если вкратце, на океанское дно, а потом и сквозь земную кору, отправляется экспедиция на поиски легендарной цивилизации атлантов. Предполагается, что обнаружены будут затонувшие мёртвые города, однако оказывается, что искомый народ живее всех живых и вполне себе процветает. Дальше речь идет не о создателях, конечно, а о человеческой жадности, но также есть тема любознательности, характерной немногим. Поскольку мультик детский, жадины погибают, потому что они плохие, а "знайки" не только выкарабкиваются, но и получают свой профит - потому что они хорошие; а теперь вспомним, кто остался в живых в "Прометее". Отмечу, что в "Атлантиде" команда также почти несовместимая, и её участники тоже знакомятся уже будучи на корабле, но там хотя бы есть обоснуй: мы, мол, отбирали лучших из лучших, профессионалов, это для нас было главным, а не то, сдружатся они или нет; в "Прометее" нет даже такого хилого объяснения. Я уже молчу о том, что "несерьезный" жанр мультфильма для семейного просмотра, больше забавного, чем патетичного, прощает любую бредятину.
Что же касается "Страты", она непосредственно о поисках демиургов, именно за этим малочисленная, только на треть гуманоидная, команда летит к отдаленному уголку Вселенной. Там она обнаруживает ответ, который был, как по кальке, озвучен в "Прометее": те, кто нас создали, сделали это просто потому, что могли. Эта фраза повторяется в романе не раз, объединяет малое и большое одним общим объяснением, так что и ежу понятна мораль. А "Страта" была создана в 1981 году, так что возникает вопрос - уж не плагиат ли? При этом роман завершен весьма конкретно, ответы получены, мир-игрушка готовится в переселению, главгерои живы - почти хэппи-энд, тогда как "Прометей" - нет. А уж если пораскинуть мозгами, то становится ясно, что "Прометею" ХЭ не грозит при любом раскладе.А уж если пораскинуть мозгами, то становится ясно, что "Прометею" ХЭ не грозит при любом раскладе, ни для одного из персонажей, и это не только закон жанра: как может быть иначе, если Элизабет Шоу отправляется черт знает куда в компании только лишь неблагонадежного робота, который может подложить ей свинью в любой момент без раскаяния, неведомого его роботским микросхемам, да еще и не имея ни четкого понимания, что же она хочет выяснить, ни навыков, позволяющих нужное выбить из тех, кого бы она не встретила в конце пути? Я вот прямо-таки вижу, как замученная дамочка в степлерных скобках всё же ловит удачу и долетает до точки назначения. Допустим, "титаны" не уничтожают её, не разбираясь, кто она и зачем (что маловероятно, ибо дружелюбие титанов уже было показано и зрителю, и ГГ во всей красе... но допустим). Предположим, что она находит контакт с ними, и ей оказывается дозволено задать те вопросы, которые её волнуют. Вот она приходит к главному-старому-мудрому, и он выжидающе смотрит на неё. А у неё нет вопроса. Она: "Скажи мне... зачем всё?". Титан удивляется. Шоу: "Ну, вообще ВСЁ? зачем вы нас создали, как вы нас создали, что это за корабли, которые мы нашли, зачем они...". Титан: "Милочка, конкретнее, пожалуйста. Один вопрос". Она: "Так это и есть вопрос!" - "КАКОЙ?!" - "Ну... жизни, Вселенной и всего такого прочего". Титан хмурится, думает с полминуты, а затем расплывается в ехидной ухмылке: "Сорок два!". Теперь хмурится Шоу: "Сорок два чего?" - "Ответ - сорок два". За этим, возможно, последуют еще несколько реплик, которыми титан объясняет принцип "какой вопрос - такой ответ". До Шоу ме-едленно доходит: "Так ради этого я сюда летела? Ради этого я рожала далека без анестезии? Ради этого мне приходится ежедневно протирать скобки фосфорной кислотой, чтобы не ржавели? Все эти мучения ради такого ответа?" Титан довольно кивает, Элизабет падает в обморок, на заднем плане громко ржет голова робота Дэвида в сумке. Занавес.
Резюме: фильм красивый, пафосный, но смерть мозга. Плюс, ИМХО, в нём всё-таки не хватает гигеровских фирменных зубастых вагин на тентаклях и прочего кетаминового бреда. Если вас не пугают вышеперечисленные обстоятельства - смотрите. Но я не советую.
"Прометей"
Я слегка разгребла свои рабочие проблемы, обзавелась каплей свободного времени - ну то есть не совсем, я тут кагбе работаю, но... - и сразу же решила написать про фильм "Прометей", спустя почти неделю после его просмотра.
Я сразу предупрежу: я буду измываться над ним по-всякому, так что если вам он понравился и альтернативную точку зрения вы не принимаете - пролистывайте.
Прометей? Не, не слышал.
Резюме: фильм красивый, пафосный, но смерть мозга. Плюс, ИМХО, в нём всё-таки не хватает гигеровских фирменных зубастых вагин на тентаклях и прочего кетаминового бреда. Если вас не пугают вышеперечисленные обстоятельства - смотрите. Но я не советую.
Я сразу предупрежу: я буду измываться над ним по-всякому, так что если вам он понравился и альтернативную точку зрения вы не принимаете - пролистывайте.
Прометей? Не, не слышал.
Резюме: фильм красивый, пафосный, но смерть мозга. Плюс, ИМХО, в нём всё-таки не хватает гигеровских фирменных зубастых вагин на тентаклях и прочего кетаминового бреда. Если вас не пугают вышеперечисленные обстоятельства - смотрите. Но я не советую.